Скажу сразу — по сегодняшним меркам сериал UFO не слишком увлекателен. Может даже скучен. Вышел он как-никак ещё в 1970 году. Сейчас, например, никому не придёт в голову показывать пару минут, как космический челнок величественно проплывает от одного края экрана до другого. Или продолжительную сцену, когда герой просто ходит по комнате и мучается сомнениями, ожидая доклада. А тогда, сорок с лишним лет назад это было в порядке вещей.
Так что по части развлечения до современных проектов UFO не дотягивает. Сегодня сценаристы борются за каждую секунду внимания зрителя, они то идело подбрасывают нам что-нибудь этакое. Если герой чего-то ждёт, то по ходу дела нам покажут сюжетный флэшбэк или действие вообще перенесётся к другому персонажу. В крайнем случае будет какая-нибудь шутка, чтобы вы не заскучали.
В общем, к чему я веду. В силу всего вышесказанного, к просмотру сериал UFO рекомендуется только любителям старины. А остальным, я сразу предупреждаю, смотреть его вряд ли будет интересно. Но даже тем, кто далёк от истории (особенно тем, кто далёк от истории) неплохо бы знать, что без этого самого сериала UFO, не было бы и одноимённой игры. Той самой UFO: Enemy Unknown, которая в некоторых странах называлась X-com: UFO Defense. И вот, с чего всё начиналось.
Неизвестный враг
Как вы догадались по названию и связи с X-com, сериал рассказывает о борьбе с НЛО. И борьбой этой занимается организация под названием SHADO (расшифровывается как Supreme Headquarters, Alien Defence Organisation, а переводится примерно — Главный Штаб Организации Защиты от Чужих). А сам штаб находится в тайном бункере, прямо под ничем не примечательной... киностудией.
Такое решение имеет определённые плюсы. Все странные явления и необычную аппаратуру можно списать на съёмки очередной научно-фантастической ленты. Учитывая, что инопланетяне уже начали засылать своих разведчиков на Землю, подобных ситуаций будет немало. Хотя чаще засекать НЛО пришельцев будут ещё на подлёте и бросать на перехват размещённую на Луне эскадрилью.
Именно противодействие вторжению чужих и является темой большинства серий. Вначале пришельцы затевают какую-то гадость, либо случается происшествие, которое едут расследовать спецы из SHADO, а уже дальше организация и её командующий Эдвард Стракер решают возникшую проблему. Или не решают.
Главная особенность сериала как раз в том, что далеко не во всех сериях имеется хэппи-энд. Более того, в большинстве случаев победа оказывается далеко не полной, а среди персонала часто бывают жертвы. Правда жертвуют не главными героями, но это не облегчает командующему Стракеру принятие очередного решения в вопросе жизни и смерти.
Для того времени подобная мрачность была в новинку. Но именно благодаря ей зрители сильнее переживали за персонажей и волновались об успехе очередной «операции по захвату». Ведь благополучный исход никода не был гарантирован.
На этом же принципе были построены и многие конфликты между героями. В частности, главный помощник Стракера, Алек Фриман — человек менее жёсткий, чем его шеф и искренне беспокоится за жизни как персонала, так и гражданских. Поэтому если есть способ достичь цели без жертв, он непременно пытается настоять на нём. А для Стракера главным является миссия. Что если сберечь солдат означает рисковать выполнением самой боевой задачи?
О пришельцах известно очень мало и каждый кусочек информации необычайно важен. Что если возможность получить образец неизвестной технологии больше не представится? Что если проявление гуманности и сострадания может подставить под угрозу саму организацию? Недостаточно надёжный сотрудник может поддаться на шантаж, когда пришельцы угрожают убить его близких. А репортёр, движимый самыми честными мотивами, невольно привлекает нежелательное внимание к секретной базе.
Все эти вопросы не имеют точного ответа. Неизвестно, к чему именно приведёт тот или иной выбор. Может пилот, которому пришельцы промыли мозги сможет пересилить их внушение? А может он подсознательно использует первую возможность, чтобы уничтожить Стракера или помешать ему? Именно это неведение и риск того, что даже решение, принятое по всем правилам, может оказаться неверным, были в центре сюжета почти каждого эпизода.
Увы, далеко не все зрители оценили столь прогрессивный подход к характерам персонажей и сюжету. А ещё телекомпании показывали сериал то в одно время, то в другое... В общем рейтинги UFO оказались невысокими и его закрыли после первого же сезона. А ведь какой был потенциал!
И даже о пришельцах зрители толком ничего и не узнали. Кроме того, что они похожи на людей, только с зеленоватой кожей — это открытие произошло ещё в самой первой серии.
Не спешите обвинять авторов — мол ничего лучше придумать не могли. Во-первых, бюджет не резиновый, а спецэффекты были тогда не то, что сейчас. А во-вторых, во многих фантастических произведениях инопланетяне не отличаются от людей внешне (кстати, здесь зелёная кожа тоже лишь эффект от веществ облегчающих космические перелёты).
Кроме того, в некоторых сериях явно были намёки на то, что инопланетяне с которыми имела дело SHADO скорее всего контролируются кем-то ещё. Возможно совершенно иной расой. Возможно даже, что пилоты летающих тарелок просто изменённые земляне. Ведь у многих из них были внутренние органы, собранные у людей...
Герои своего времени
Ну, а кто же противостоял вторжению таинственных пришельцев? Раз уж вы (скорее всего) не будете смотреть UFO целиком, расскажу-ка я подробнее о его героях.
Основатель организации SHADO и её командующий. Он бывший военный пилот и астронавт, однако теперь он известен всем, как продюсер киностудии Harlington-Straker Film Studios. Весьма необычное прикрытие. Постороннему и в голову не придёт, что под студией скрывается главный штаб SHADO, а об истинной работе Стракера знает лишь ограниченный круг лиц.
Что касается характера, то Стракер именно тот человек, который и должен управлять секретной организацией защищающей человечество от неизвестной угрозы. Всегда тщательно взвешивающий все за и против, готовый идти до конца, если того требует миссия. Если надо — он готов послать людей на заведомо самоубийственное задание, если надо — рискнёт и собой.
Разумеется и ему не чужды эмоции. В серии «Вопрос приоритетов» он использует служебный самолёт, чтобы быстро доставить лекарство своему сыну, которому срочно требуется сложная операция. Вот только на полпути поступает странный сигнал с точки недалеко от курса самолёта. Что это? Пришельцы решили сменить тактику? Может кто-то из захватчиков решил переметнуться к людям? И ведь даже не известно, успеет ли транспорт вовремя добраться до места. А без препарата сын наверняка умрёт... Угадайте, будет ли счастливый конец у этой серии.
В отличие от большинства персонажей появляется в сериале не сразу. В серии «Засвеченный» он тест-пилот экспериментального истребителя и становится свидетелем уничтожения НЛО одним из перехватчиков SHADO. Всю серию он пытается изобличить Стракера и его организацию, за что его чуть не убивают. Но в последний момент Стракер решает предложить Фостеру место пилота.
После этого полковник Фостер не раз появляется в сериале. Не редко конфликтуя со Стракером, когда тот принимает слишком уж жесткие решения. Однако и сам Фостер не раз показывает, что готов взять ответственность на себя. Так что в итоге его не раз повышают.
Является старшим диспетчером лунной базы SHADO. В её задачи входит управление всеми полётами, в том числе и принятие решений при перехвате НЛО на подходе к Земле. Кстати в одной из серий её чуть не отстранили, решив что она приняла неверное решение из-за романтических чувств к одному из пилотов.
Правая рука Эдварда Стракера (большую часть сериала по крайней мере). При этом в отличие от командующего, он очень общителен и дружелюбен. Также он часто оспаривает наименее гуманные решения Стракера (именно Фриман уговорил его взять Фостера в SHADO вместо того, чтобы ликвидировать).
Можно сказать, что Фриман — единственный близкий друг Стракера после того как тот порвал связи с внешним миром (даже с женой развёлся) из-за секретности.
Президент Интернациональной Астрофизической Комиссии, секретным подразделением которой и является SHADO. Являясь начальником Стракера, Гендерсон также определяет финансирование и поставки оборудования. Стоит ли говорить, что споры о нуждах организации происходят между ними с незавидной регулярностью?
Специалист по компьютерам, но также выполняет и особые задания. По ходу сериала она пользуется успехом у мужской части SHADO (то к ней подкатывает Фриман, то у неё роман с Фостером), а ближе к концу сериала она получает повышение и становится помощницей Стракера вместо Фримана.
Руководитель научного отдела, а также штатный психолог, определяющий профпригодность сотрудников. Судя по европейскому акценту (и некоторым другим намёкам), Дуглас Джексон — это не его настоящее имя.
У SHADO есть и множество других агентов по всему миру. Однако основных баз у неё две. Главный штаб находится под киностудией — именно оттуда Стракер и его офицеры чаще всего отдают команды. Там же находится главная лаборатория и тренировочный центр.
Второй значимый объект — лунная база. На ней базируется несколько перехватчиков и центр управления, откуда координируются действия воздушных сил SHADO.
Поскольку действие сериала происходит в 1980 году, авторы постарались представить прогресс на десятилетие вперёд. Необычная одежда, футуристического вида автомобили и другие детали должны были создать облик вероятного будущего.
Часть прогнозов даже оправдалась. Например, автоматическая идентификация по голосу и отпечаткам пальцев, беспроводные телефоны и использование компьютеров в повседневной жизни. А вот введение правостороннего движения и изжитие расовых предрассудков к 1980 году в Британии не случилось.
А на случай, если пришельцы прйдут первую линию обороны, есть ещё истребитель Skydiver. Он пристыкован к подводной лодке и может стартовать прямо из-под воды... Знаю, знаю — сегодня идея выглядит наивно, можно даже сказать по-детски. Но ведь в фантастических сериалах (тем более в семидесятых) вообще мало кто гонится за реализмом. Кроме того продюсер UFO, Андерсон, до этого занимался детскими сериалами вроде «Предвестники бури», так что подобные тех.решения никого не удивили. Это кстати стало ещё одной причиной провала сериала. От Андерсена все ожидали снова чего-то детского, а тут такое...
На самом деле решение о закрытии сериала было принято далеко не сразу. Некоторое время даже хотели сделать продолжение, посвящённое целиком лунной базе (которую планировали значительно расширить). Но в итоге идею завернули, а наработки использовали для нового сериала — Космос 1999 (Space 1999). С лунной базой, но уже без НЛО.
Заветам SHADO верны!
Однако сериал Space 1999 был не единственным наследием UFO. И вовсе не самым главным. Если вы поклонник компьютерных игр вообще и тактики в частности, а тем более если вы следите за индустрией, то несомненно знаете, о чём я говорю.
В 1991 году Джулиан и Ник Голлопы пришли в компанию MicroProse с демо-версией своей новой игры — Laser Squad 2. Издатель был заинтригован проектом, где игроку предстояло управлять небольшим отрядом бойцов в пошаговых битвах. Однако в то же время хотел чего-то более глобального. Как-никак дело было буквально несколько месяцев спустя после оглушительного успеха Civilization (которую тоже издавала MicroProse) и естественно руководители компании снова хотели игру, где действие разворачивалось бы по всей планете. С исследованиями и энциклопедией, в которой игрок бы находил множество информации о мире и происходящем.
Братья Голлопы были в замешательстве. Добавить глобальный режим к тактическим миссиям Laser Squad было радикальным решением, но выполнимым. Однако что же с исследованиями? Кого или что будут изучать? И ради чего отряд игрока будет мотаться по всему миру?
«Да хотя бы с пришельцами бороться...» — предложил тогдашний глава британского отдела MicroProse Пит Мореланд. То есть сказано это было не обязательно так (да и кто помнит, что было двадцать пять лет назад), но именно Мореланд, будучи фанатом сериала UFO подал Голлопам идею с организацией, борющейся с пришельцами и изучающей технологии с захваченных летающих тарелок.
Тогда Джулиан Голлоп ознакомился UFO, а ещё нашёл множество литературы по теме. Тактические миссии по захвату НЛО и борьбе с десантом инопланетян вписались в концепцию идеально. И в итоге Mythos Games (так называлась компания, которую возглавляли Голлопы) переделала сиквел Laser Squad в совершенно новую игру.
UFO: Enemy Unknown (известная в Америке как X-Com: UFO Defense) вполне можно считать игрой по мотивам сериала. Пусть там и не фигурируют тамошние персонажи и база находится не под киностудией (хотя кто вообще знает, что там над бункерами). Главное, что переняла игра — это основная идея борьбы с неизвестным врагом и принятие решений, результаты которых вы можете просчитать лишь с долей вероятности.Более того, эта идея трудного выбора раскрыта в UFO: Enemy Unknown гораздо лучше, чем в сериале. Потому что в сериале мы лишь смотрим, как командир встаёт перед очередной дилеммой. А в игре — мы сами являемся этим командиром. Мы сами должны принимать решение — рискнуть жизнью солдат или промедлить, возможно упуская шанс добыть важную информацию. Именно мы, а не какой-то там Эд Стракер, теряем в боях истребители, бойцов и оборудование. Именно мы совершаем ошибки и вынуждены адаптироваться, когда ситуация складывается не в нашу пользу.
Не просто наблюдать за борьбой с инопланетными захватчиками, но самому пройти войну от начала до конца, отдавая приказы от которых зависит ход этого противостояния. Стоит ли удивляться, что игра дарившая такие ощущения стала не просто популярной, а культовой?
Впоследствии UFO от Mythos Games сама стала источником вдохновения для других авторов. Серия UFO: After... вообще основана на Dreamland Chronicles — игре которую разрабатывали сами братья Голлопы после «провала» X-Com: Apocalypse. А проект Incubation делался авторами вселенной Battle Isle, но как раз с оглядкой на Апокалипсис (точнее на некоторые элементы). И это лишь два из множества проектов заимствовавших у UFO самые различные элементы, начиная от названия и заканчивая игровой механикой и дизайном инопланетян.
Не остались в стороне и наши соотечественники. В 1997 году писатель-фантаст Владимир Васильев написал роман «Враг неизвестен» — по-сути новеллизацию игры братьев Голлоп (интересно, платил ли он авторские...). А в 2014 компания Bad Pixel запустила UFO Online (сейчас
Жаль только с прямыми продолжениями у Enemy Unknown не сложилось. X-Com: Terror form the Deep стал не более чем модифицированной UFO Defense, пусть в ней и исправили многие недочёты. X-Com: Apocalypse был великолепным инновационным проектом, но увы — большая часть инноваций так и осталась на бумаге. X-Com: Alliance и X-Com: Genesis сгинули в «аду разработки» (хотя, если верить слухам, идея шутер-стратегической механики Valkyria Chronicles позаимствована именно из Alliance). И наконец X-Com: Interceptor и X-Com: Enforcer были неплохими играми, но к сожалению были совсем не тем, чем должен был быть X-Com (в особенности Enforcer).
Но, не смотря на неудачи, почти через 20 лет после выхода оригинала, компания Firaxis сделала новую часть франшизы. Игру достойную называться преемницей UFO.
Заставка на английском. Озвучка в ней на порядок круче локализованной, а смысл и так понятен. Перевода требует разве что эпиграф — «Есть две возможности: либо мы одиноки во вселенной, либо нет. Обе одинаково ужасают.»Конечно, XCOM: Enemy Unknown – это не продолжение UFO и даже не ремейк. В ней больший упор сделан на динамику, а сама игра стала более линейной. И в ней снова появились персонажи, комментарии которых заменили безликие сообщения о результатах исследований и прочем.
Но главное, что в ней сохранилась та самая идея принятия трудных решений. Как на стратегическом фронте, так и на поле боя вы выбираете — рискнуть ли людьми ради добычи артефакта или захвата пришельца живым? Сосредоточить исследования на борьбе с НЛО или улучшить снаряжение солдат на земле? И заметьте — всё это не по указке сценариста, а в соответствии с правилами игры, по ситуации, возникшей опять-таки после ваших решений.
Может не во всех деталях, но XCOM: Enemy Unknown вернула игрокам дух оригинала. Возможность самостоятельно определять приоритеты и лично контролировать ход противостояния (пусть и отчитываясь перед Советом Наций) снова захватила сердца игроков. Стоит ли говорить, что при такой популярности продолжение снова было неизбежно?
Компания Firaxis поступила достаточно необычно, сделав новую часть продолжением не успешной концовки XCOM (как это обычно бывает), а наоборот. События XCOM 2 разворачиваются 20 лет спустя после вашего поражения в первой игре. Но Мировой Совет (или то, что от него осталось) решает извлечь вас из стазиса и предоставить второй шанс.
Однако гораздо интереснее то, что обещают нам в грядущем дополнении к XCOM2 – War of the Chosen. Помимо стандартных «больше, круче, разнообразнее», относящихся к уже разработанным элементам игры, анонс говорит о новшествах, призванных сфокусироваться на отдельных личностях и отношениях между персонажами.Бойцы теперь будут завязывать друг с другом дружбу и учиться работать с напарником вплоть до получения совместных способностей и перков. При этом будут и по-человечески реагировать на гибель близкого человека. Так что теперь слова о проблемах, которые вызывает личная привязанность на поле боя будут для вас отнюдь не пустым звуком.
Личностные проблемы будут и на стратегическом уровне. Храмовники, Застрельщики и Жнецы — три группы сопротивления, способны стать неоценимыми союзниками XCOM в борьбе с пришельцами. Но только если вы сумеете заслужить их доверие и не разозлить, ведь друг друга они не переносят.
Также индивидуальности добавят и пришельцам. Теперь они отправят за вами трёх Избранных — каждый из которых в бою стоит целой армии. При этом все они могут не только командовать чужими в определённом регионе, но и совершать диверсии против ваших союзников и даже вашей базы. Придётся изрядно помучиться, выбирая — рисковать ли вашими войсками, чтобы их убить или отступить, опять же рискуя, что в будущем Избранный вернётся ещё более сильным и опасным.
На самом деле, я даже не знаю, получится ли у Firaxis сделать задуманное. С одной стороны идея, похожая на Избранных уже была неплохо реализована в Shadow of Mordor (и разработчики, кстати, даже не скрывают, откуда черпали вдохновение). С другой — амбициозные планы с превращением команды бойцов в коллектив с эмоциями и привязанностями могут не сработать сотней различных способов.
В любом случае, как учит нас игровой процесс предыдущих частей, в реальной жизни результат никогда неизвестен заранее. Поэтому будем надеяться на лучшее. Главное, что разработчики серии по-прежнему стараются расти над собой. И их последние изыскания ещё на один шаг приблизили XCOM к полноценной реализации идей, которые больше сорока лет назад были заложены в уже забытом сериале.