Сухо потрескивают в костре горящие кости. Подобно смазанным теням, вокруг проносятся неясные силуэты, порой к огню подсаживаются призраки – но нашему герою нет до этого дела. Его изрезанное морщинами мёртвое лицо остаётся бесстрастным, а глаза – два пустых чёрных провала – не отрываясь, смотрят в огонь. Что он видит там, в погребальном танце искр? Что вспоминает живущая в нём тьма при виде пламени?
Угасающая надежда
Вначале мир был сер и тускл. Сотни каменных пиков вздымались в безжизненные небеса, а с них на копошащихся в грязи, подобно червям, людей презрительно взирали Вечные Драконы – бессмертные, могущественные, богоподобные. Но всему когда-то приходит конец. Однажды серую мглу разорвало яростное сияние Огня, и жалкие черви подняли головы. Из этого Огня вышли те, кто рискнул обуздать его силу и нашёл для себя пылающие Души Владык – Нито, первый из мертвецов, владыка нежити, болезней и разложения. Ведьма Изалита, разделившая душу со своими дочерьми, столь же порывистыми и прекрасными, как подвластное им безумное пламя хаоса. И повелитель солнечного света Гвин, сумевший подчинить себе Огонь. Вместе они бросили вызов первым хозяевам этого мира – и, благодаря помощи дракона-предателя Сита, победили. Вечные Драконы были истреблены, а в мире настала новая эпоха – эпоха Огня, время владычества богов.
Рецензия на Dark Souls Рецензия на Dark Souls |
Эти руины помнят ещё Вечных Драконов |
Но не только боги вынесли что-то из Огня. Никому не известный карлик тоже решился войти в пламя, но душа, вынесенная им оттуда, была чёрной. Как свет отбрасывает тень, так и Огонь породил свою противоположность – или она была там всегда, лишь ожидая того, кто не испугается к ней прикоснуться? Так или иначе, вслед за светом в мир пришла и тьма. Никто не помнит, как звали этого карлика, но для человечества он сделал больше, чем кто-либо иной – подобно Гвину, одаривающему верных соратников частицами своей души, он разделил тёмную душу на множество частей и вложил их в людей. Именно ему люди обязаны тем, что перестали быть червями, извивающимися в пыли у ног владык.
Рецензия на Dark Souls Рецензия на Dark Souls |
Последний закат гибнущего мира |
Всё когда-то кончается. Подошла к концу и эпоха Огня – боги слишком щедро черпали силу из пламени, и оно стало гаснуть. Ценой своей свободы и души Гвин сумел снова разжечь его, но это лишь отсрочило конец. Больше не восходит солнце на небе и всё погружено в сумерки вечного заката. Мёртвым не лежится в земле, и лишь тёмные души поддерживают в них разум – но и тот понемногу умирает, отчего нежить превращается в хищных чудовищ. Лордран, некогда бывший величайшим государством этого мира и местом обитания богов, превратился в колоссальное кладбище. Лишь горящие кое-где погребальные костры ещё сдерживают натиск мглы, но их остаётся всё меньше. Приближается эпоха Тьмы.
Избранный мертвец
Наш герой тоже не избежал проклятия нежити. Кем бы он ни был – воином, вором, колдуном или пиромантом, рыцарем или жрецом, а может и вовсе бездомным бродягой – он был привезён в тюрьму-убежище и оставлен там сходить с ума. Однако тьма в его душе оказалась слишком сильна и дала ему сил вырваться. Теперь он предоставлен сам себе в мире, стоящем на пороге конца света – и лишь ему решать, в какую сторону качнутся весы.
Рецензия на Dark Souls Рецензия на Dark Souls |
Добро пожаловать в Лордран! |
Игра начинается с выбора класса и начального подарка. От класса зависит лишь начальный набор параметров и снаряжения – ролевая система в Dark Souls позволяет сделать абсолютного универсала, хватило бы душ. Да, души – это местная валюта, на которой держится всё: за неё мы поднимаем уровни, покупаем предметы у торговцев, улучшаем броню и оружие… Другой, куда более редкой валютой является так называемая «человечность» - те самые тёмные души, в честь которых и была названа игра. Человечность очень сложно получить, но и тратится она лишь на самые важные вещи – разжигание костров и переход из облика нежити в облик человека. Почему это так важно? Всё очень просто. У горящего костра можно сохраниться, поменять набор носимых с собой предметов, переодеть броню, улучшить снаряжение, выбрать заклинания и поднять уровень. Когда герой присаживается к костру, у него полностью восстанавливается здоровье, заряды заклинаний и фляжки с Эстусом – местным аналогом зелья лечения. Но при этом и все монстры в округе тоже воскресают. А облик человека важен тем, что подключает игрока к основной мультиплеерной части игры. Пока наш герой в виде нежити, он может лишь читать оставленные другими игроками на земле сообщения, писать их сам и быть призванным на помощь. Призывать же игроков для кооперативной игры самостоятельно, вторгаться в чужие миры и подвергаться подобным атакам можно лишь в форме человека.
Рецензия на Dark Souls Рецензия на Dark Souls |
Не обманывайтесь внешним видом местных обитателей - на самом деле они все давно мертвы |
Вообще элементы многопользовательской игры в Dark Souls удивительно красиво переплетены с основной кампанией. Бегаем, убиваем монстров и видим на земле перед обрывом пылающую надпись, которую оставил другой игрок. «Впереди сокровище». Мы можем поверить и прыгнуть – рискуя разбиться насмерть, если нас обманули. Или же и вправду найти сокровище. Или… найти сокровище и охраняющего единственный выход оттуда минибосса. Такое тоже случается. А смерть в игре – крайне неприятная штука. На месте гибели остаются все собранные нами души и вся человечность, а также спадает форма человека. Если игрок сумеет добраться до них, ни разу не умерев, то он вернёт всё потерянное, кроме человеческой формы – на неё придётся снова тратить человечность. Если же ему не повезёт и он погибнет по дороге, то потеряет всё собранное навсегда.
Рецензия на Dark Souls Рецензия на Dark Souls |
Некоторые враги могут своим внешним видом убить даже особо впечатлительных игроков |
А умирать придётся часто и со вкусом – мир игры сравнительно открытый, с самого начала можно попасть почти что куда угодно, кроме нескольких открывающихся по сюжету локаций. И наткнуться на врагов, которые новичка раскатают в микронной толщины блин. В Dark Souls вообще нет слабых противников. Даже самые банальные зомби могут подкинуть ряд неприятных сюрпризов, если их недооценивать. Все враги умеют ровно то же самое, что игрок – они могут парировать и контратаковать, бить в спину и в прыжке откуда-то сверху, прикрываться щитами и пить лечебные зелья, колдовать и опрокидывать ударами особо тяжёлого оружия... Если игроку удастся завладеть, например, мечом чёрного рыцаря, то он увидит, что может выполнять ровно те же самые приёмы, которыми его только что этот чёрный рыцарь пытался порубить в гуляш. Яд, огонь, проклятия, молнии, различные захваты и высасывания жизни – список гнусных способностей противников можно продолжать сколько угодно.
Рецензия на Dark Souls Рецензия на Dark Souls |
Не бойтесь, эта птичка - всего лишь местный авиалайнер |
Особенно этим славятся боссы, которые величественны, круты и вызывают почтительный ужас одним своим видом. Как вам, например, гигантский шестиногий дракон, половина тела которого – это пасть с зубами размером с четырёх наших персонажей? Каждый из боссов владеет множеством уникальных и разнообразных способностей, из-за чего бои с ними превращаются в совершенно феерическое и очень сложное действо. И тут на помощь приходит другая особенность многопользовательской игры: очень быстро нам в руки попадает белый мелок, с помощью которого он может начертить на земле знак призыва. Игроки в других мирах увидят этот знак и смогут призвать нас себе на помощь. Призванный таким образом игрок становится белым призраком и при гибели в чужом мире не теряет абсолютно ничего, получая половину находимых игроком-«хозяином» душ.
Рецензия на Dark Souls Рецензия на Dark Souls |
Угадайте, кто из призванных игрок, а кто - помощник-NPC? |
Можно и не помогать, а вторгаться в чужие миры с помощью ряда специальных предметов. В таком случае игрок-жертва получит сообщение о вторжении и выходы из локации, в которой он был на момент нападения, перекроют непроходимые стены тумана. Пока он не погибнет от руки вторгшегося или не одолеет врага, они не исчезнут. Так или иначе, потери проигравшей в такой схватке стороны будут небольшими, а вот победитель получит очень серьёзную награду. На боях игроков построена большая часть поздней игры, когда кампания пройдена уже многократно, персонажи прокачаны и обвешаны эпическим оружием и бронёй.
Наконец, есть просто ряд милых деталей, показывающих, что ты играешь в эту игру не один. Кто-то использовал в своём мире молитву к богам – игроки в соседних мирах увидят у себя в том же месте висящий в воздухе белый круг и если у них есть использованная здесь кем-то молитва, то они смогут применить её здесь с намного большим эффектом. Порою можно увидеть на земле кровавые пятна и, прикоснувшись к ним, увидеть последние мгновения погибшего в этом месте игрока. Наконец, иногда выброшенные на землю предметы превращаются в особых монстров, разбредающихся по чужим мирам и оставляющих после своей гибели особо ценные вещи.
Нашлось в игре место и для своеобразных гильдий. Всего их девять и каждая из них посвящена одной из оставшихся высших сил этого мира – например, последнему выжившему Вечному Дракону или владыке солнечного света Гвину. Вступивший в такую гильдию игрок получает доступ к уникальным способностям и экипировке, а также новым игромеханическим возможностям – последователи Белого Пути проще и быстрее находят друг друга для кооперативной игры, а слуги Владыки Могил могут насылать на чужие миры особо мощных чудовищ.
Рецензия на Dark Souls Рецензия на Dark Souls |
Молитва гробу господина - обряд посвящения в молодые некроманты |
Нельзя не сказать и пары слов о сюжете. Он подаётся очень интересным способом – в описаниях предметов и заклинаний, в совершенно необязательных диалогах, даже просто во внешнем виде врагов и локаций. Его никто не навязывает игрокам и многие нюансы очень просто не заметить – даже тот факт, что концовок на самом деле две. И сюжет этот действительно хорош, потому что даже самые на первый взгляд правильные действия при дальнейшем осмыслении уже не выглядят столь однозначными. Мы так никогда и не узнаем всей истины – часто ли в играх персонажи нам откровенно лгут, преследуя собственные цели? А в Dark Souls такое на каждом шагу. Ложь во спасение, ложь во имя корысти, полуправда и полуложь… Часто ли нам приходится убивать тех, кому помогали? Убивать собственных учителей? Спасать врагов? И это в Dark Souls тоже на каждом шагу. Глубоко неправы те, кто видит в игре всего лишь рубилово.
Подковать блоху
Dark Souls с консолей пришла на ПК совсем недавно и её приход оставил смешанные чувства. С одной стороны, подобных игр мы не видели уже очень давно и поэтому её ждали. К тому же разработчики расстарались и приурочили к выходу ПК-версии хороший набор дополнительного контента. Однако техническая сторона релиза очень сильно подкачала. Хорошо хоть управление сделали вполне нормальным, вопреки опасениям, но оставленная на уровне консолей графика – это полный кошмар. Крошечные разрешения, жуткие текстуры… И тут из ниоткуда появляется настоящий Левша, выпустивший неофициальный патч, исправивший все эти проблемы. И поддержка нормальных разрешений, и текстуры высокого качества, и масса других полезных настроек – всё при нём. Что мешало то же самое сделать компании, занимавшейся портированием игры? Загадка. Но так или иначе, благодаря этому замечательному человеку мы теперь можем наслаждаться не только игровым процессом, сюжетом и великолепной музыкой, но и действительно красивыми картинами умирающего мира.
Рецензия на Dark Souls Рецензия на Dark Souls |
Какое самое высокое здание в городе-кладбище? Конечно, колокольня |
Резюмируя, могу сказать следующее: Dark Souls – это уникальная игра, подобных которой на ПК не выходило очень и очень давно. Она действительно бросает вызов игроку и не даёт ему спуску, ведь чем сложнее испытание, тем слаще победа. Интересный сюжет, великолепная атмосфера, затягивающий игровой процесс – всё при ней. Это шедевр, господа.
Опершись на чёрный меч, наш герой встал с колен и отвернулся от костра. В его пустых глазницах танцевала тьма, а латные сапоги опасливо обвивали язычки тумана. Он шёл умирать. Ведь бессмертие – это лишь бесконечная череда смертей, своих и чужих.