Об игре узнал только вот в среду (в день релиза:)), игрушка заинтересовала— этакий TW с фэнтезийным антуражем, скачал релоадед (но чет он видимо какой-то кривоватый или опять комп бесится...) и через час или два шаманства с установкой (и тут не как все, ну хоть не один такой :)) наконец перед моим взором предстало главное меню:
Выглядит приятно, звучит тоже, панорамка двигается. Опций не так много, ну да ладно. Итак, продолжим...
Вперед! На Лондон!
В игре есть какой-никакой сюжет, который раскрывается в кампании в четырех книгах. Первая книга— обучение (открыта только южная часть Британии). У нас в начале нет ничего, кроме несомненно мудрых советов приемного отца да небольшого войска, возглавляемого нашим братом, сэром Кеем. Признавать нас пока никто собирается, на острове большой конфликт между староверами и христианами, да и древняя магия вдруг ни с того, ни с сего пробудилась, что тоже не прибавляет спокойствия ни мирным жителям, ни правителям. И в конце книги, в этих трудных условиях нам надо как-то захватить одну из двух крепостей: Лондон (занят христианами) или Вирокониум (занят староверами).Я пока как раз подошел к выполнению этой задачи, так что не знаю чего там дальше.
Король Артур и рыцари Круглого Стола.
Раз мы такая известная личность, то нам конечно же нужны верные рыцари. Рыцари— здешние полководцы и герои, с набором некоторых навыков и характеристик. Каждый из них в армии должен быть привязан к какому-либо отряду, в одиночку они не воюют.
Всего типов героев три: полководец, боец (я так вольно перевожу Champion) и мудрец. У первого есть умения, которые усиливают всю армию, если он лидер и еще у него есть отличное активируемое умение "Тактика", которое усиливает на минуту ближайшие отряды. Второй усиливает только себя и отряд, к которому привязан . Ну а мудрецы это здешние маги, и арсенал заклинаний у них довольно неплох. От "глобальных" (в битве) смен погоды и времени суток, до лечения и усиления отрядов. К примеру "Шторм Авалона" блокирует все дистанционные атаки, а "Глаз Дракона" позволяет нашим лучникам стрелять на максимальную длину при любых погодных условиях.
Шторм Авалона в исполнении постройки (ничем не отличается от вызванного магом):
Красиво, не правда ли? Почти эпично.
Еще конечно стоит упомянуть заклинание "Дыхание Дракона". Оно имеет шанс 20-40% (смотря как прокачано) убить любого бойца в отряде-цели. Если сильно повезет, то можно скосить весь отряд, даже если в нем все бойцы мегаэлитные, их спасет только антимагия.
Так же у ваших рыцарей есть немаловажный показатель лояльности, если им чего-то не нравится в том, что вы делаете, то в какой-то момент они даже могут покинуть вас. В игре присутствует система морали (о ней ниже), так что вряд ли какие-нибудь кровожадные христиане уживутся с "порядочным старовером Артуром".
Война, милорд.
Вот по такой карте мы и бродим.
За один ход сменяется один сезон. Весной, говорят, могут быть восстания голодных крестьян, про лето и осень я прослушал, но ничего особого не намечается (то ли где-то в этот сезон идет доход с еды и золота...). А вот зимой прекращаются все боевые действия, солдаты получают немного опыта, а крестьяне голодают и копят злобу, чтобы восстать весной (думаю, в следующей книге увижу сие явление).
Никаких войн зимой!
Армии передвигаются так же, как и в играх серии TW (которые после Medieval). Их можно разделять и объединять как вам удобно.
Возможно позже появится дипломатия, но я пока не дошел.
В битве нас переносят на тактическую карту, при этом дается еще и выбор из трех типов поля боя, если атакуем мы (различаются ландшафтом, количеством точек контроля, растительностью).
Всякая баталия начинается с расстановки войск.
Сражение выигрывается либо полным уничтожением противника, либо удержанием точек контроля. До второго способа у меня пока не доходило. Есть квестовые (о квестах позже ;)) битвы, где точек контроля нету, там либо ты противника, либо он тебя.
Сами точки тоже не бесполезный декор. Деревни увеличивают скорость восстановления выносливости, другие постройки могут дать различные заклинания ("лечение", "молния", "последний рубеж", "шторм Авалона" и т.д) или снижают стоимость заклинаний в области точки , так что контроль некоторых таких точек очень важен.
Вот например:
Мои войска захватили башню, которая дает "убойное" заклинание, но его сколдовать можно только в зоне этой башни. Чтобы посмотреть область действия той или иной ТК наведите курсор на витающий в воздухе флаг, появится белая окружность-граница.
И просто еще скриншотик из битвы:
Красная линия— граница обстрела лучников, удобная штука.
Квесты.
Еще одна составляющая игры, из-за которой в названии присутствует Role-playing. Появляются они постепенно по ходу кампании. Самое сложное в поисках квестов для меня было найти как же их начать >.< Кстати, это не так уж легко XDВ менюшке "квесты" два раза щелкаете по нужному, затем вас центрируют на каком-либо участке карты (пока что это всегда был городок или еще какое-нибудь особое место на карте), надо поискать курсором справа или слева от места, он должен превратиться в раскрывающийся свиток. Превратился? Бинго! :) Все, ведем своего героя/армию на эту точку.
Допустим у вас несколько героев в армии, тогда перед началом квеста нам предлагают выбрать, кто пойдет.
От типа героя часто зависит сможете ли вы выполнить какой-нибудь особый вариант ответа/действия (выбрать-то вы его сможете, но если он будет красным, то вряд ли вас ждет успех). Также опыт с квеста получает только герой, который его исполняет.
Так же некоторые варианты и ваши решения в квесте могут принести очень неплохие результаты. К примеру в первом более-менее значительном квесте, где мы посещали Деву Озера в какой-то момент выходит такая ситуация— мы видим отряд бойцов, как-то там переговариваемся и получаем такие варианты:
- Можно завербовать их за 1000 золотых.
- Можно приказать им присоединиться к вам (ну мы же как бы король :))
- Тупо убить/прогнать (не помню, что было третьим).
В зависимости от ответа вы можете получить отряд неплохих бойцов либо очки в сторону "Тиран" (да, об этом тоже чуть ниже), если выберете "злой" вариант.
Это довольно простой пример, есть квесты и поинтереснее. Может они не такие большие, но по мне так это прекрасно разбавляет ходилки по карте и битвы. Ну и так же после каждого квеста нас ждет награда:
В общем, квесты меня очень порадовали, хорошая находка :)
Мораль.
Имеется вот такая вещь:По результатам некоторых действий, решений квестов и задач кампании вы получаете очки к Тирании, Старой вере, Справедливости и Христианству.
По достижению нужного количества очков вам откроются некоторые заклинания, умения/особенности или же, как показано на скриншоте, специальные войска. Также мораль определяет отношение к вам ваших противников/союзников/солдат и рыцарей.
У рядовых бойцов тоже есть что-то типа мировоззрения, так вот солдаты с противоположными будут плохо уживаться.
К оружию!
Вернемся к боевой теме. Теперь немного о солдатах. Как обычно имеется три вида бойцов: пехота, кавалерия, лучники.Кавалерия делится на тяжелую и легкую, лучники вроде не подразделяется, а пехота на тяжелую, легкую и копейщиков.
У пехоты есть три вида формации: клин (этот вид есть и у конников), стена и круг. Клин, к примеру, дает бонус к ближнему бою, но минус к защите от стрел.
У всей кавалерии при беге по прямой копится "заряд" скорости, чем он больше, тем эффективнее будет столкновение с вражескими пехотинцами. Легкую советую посылать сначала захватывать точки а потом либо на такую же легкую кавалерию, либо на лучников, ну либо в спину пехоте. Лучше не тратить кавалеристов в "прямом" прямом бою. А вот тяжелую за спину и в атаку, отступить и повторить.
Фигурки выглядят, кстати, вполне ничего:
Не без огрехов конечно (щиты "прорезающие" коней и людей), но в целом хорошо.
К несчастью АИ бывает частенько тупит, особенно если два+ ваших отряда бьют вражеский отряд и там остается один боец, то наших начинает подклинивать, и они стройными рядами кладутся на землю (так можно весь отряд потерять, ага). Так что используем кнопочку "отступить" (появляется желтая стрелка вместо меча справа внизу), у солдат немного отдыхают мозги и можно попробовать еще раз, но лучше тупо отступить и завершить начатое лучниками.
Отряды так же как и герои повышаются
Максимальный уровень— десятый. На пятом некоторые получают особую способность, к примеру отряд начальной легкой кавалерии получает способность "Уклонение", которое повышает защиту от стрел на 200%, а обычную защиту понижает на 50%.
ИИ противника иногда "блещет". Послал два отряда своих конников захватывать точки, прибежали чужие два отряда. Ну я точку захватил и сразу в оборот один (№1) из вражеских (второй (№2) еще не совсем добежал), затем второй таки добегает, и ему на встречу пускаю своих легких. Через некоторое время я решил отступить этим отрядом легкой кавалерии и помочь добить вражеский отряд №1. А №2 так и остался стоять на месте. До конца битвы. Я даже не трогал его.
Хотя иногда комп очень радует, правильно обходит, атакует с разных сторон, магию правильную применяет в нужных местах...
С Тотальной Войной игре наверно не тягаться, но поклонникам этой серии может понравиться. Особенно тем кому не хватало совсем чуть-чуть магии :)
Разве это не весело пульнуть метеором или молнией по надвигающемуся противнику? А изменение погоды прямо в битве. Не хотелось ли вам когда-нибудь в играх TW, чтобы пошел внезапно дождь, и вражеские стрелы уже менее эффективно находили бы свои цели? А ведь это еще и выглядит красиво и делает игру намного динамичнее (так весело играть с вражеским магом в дуэль типа "кто кого перехитрит"). Жутко порадовали квесты, система сезонов (иногда действительно хочется отдохнуть, и вот она зима!), герои, ход кампании, арты при загрузках, эффект движения облаков на тактической карте.
Графика может и не топовая, но определенно приятная.
Пожалуй самое большое огорчение для меня это вот этот "тупизм" ИИ, но, надеюсь, патчи подправят ситуацию.
Ну еще конечно тут нет такой нелинейности и свободы, как в TW, но здесь ведь не это важно.
Ну и надеюсь, что в лиц (и когда она появится?...) версии у меня появятся спецэффекты к заклинаниям >.<